Научная карьера для меня как увлекательный детектив

Михаил Солдатов, кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Международного  исследовательского  центра "Интеллектуальные материалы" в Южном федеральном университете

О карьере ученого международного уровня мы побеседовали с Михаилом Солдатовым – ведущим научным сотрудником международного исследовательского центра «Интеллектуальные материалы». Михаил выполняет работы по таким крупным российским и международным проектам как мегагрант Правительства РФ для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых «От нанодизайна до нанодиагностики: создание лаборатории полного цикла», по проекту ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы», по проекту «Рентгеновская и электронная спектроскопия с разрешением по времени с использованием лазеров на свободных электронах» и гранту Российского научного фонда на создание новых лабораторий по приоритетным направлениям развития России «Разработка оптимизированных методик синтеза металлосодержащих наночастиц, обладающих выраженным действием на опухолевые ткани, и комплексных технологий активизации механизмов противоопухолевой резистентности с использованием наноматериалов и персонализированных низкоинтенсивных системных воздействий».

- Михаил, расскажи, пожалуйста, какими научными разработками занимается ваш Центр и лично ты?


- В нашем исследовательском центре много разных направлений: мы выполняем большой проект по синтезу и исследованию нового класса пористых материалов – металлоорганических каркасных структур, цель другого крупного проекта - создание материалов для диагностики и лечения опухолей, координируем масштабный всероссийский проект по развитию передовых спектроскопических методов с разрешением по времени на лазере на свободных электронах. Это гигантская установка несколько километров длинной по масштабам, сравнимая с большим адронным коллайдером.  Дело в том, что уже тогда, когда человек пишет кандидатскую диссертацию в нашей лаборатории, то у него уже, как минимум, два-три направления, над которыми он работает. Общее в наших исследованиях - это метод исследования наноразмерной структуры материалов, разработанный в нашей лаборатории. Сейчас мы его применяем для исследования структуры различных наносистем,  материалов для катализа и  энергетики, биологическим и био-медицинским объектам, можно долго перечислять. Мы занимаемся исследованиями от солей урана до жизненно важных белков.

Все мы знаем из передач по здоровому питанию, что наш организм состоит из белков, жиров и углеводов. Организм их синтезирует из того, что съел и переварил. Есть такие белки, в активном центре которых находится атом металла, они называются металлопротеинами. Поведение белка зависит от локальной атомной и электронной структуры активного центра, другими словами, каким образом расположены атомы вокруг атома металла. Например, гемоглобин – это белок, который переносит кислород в нашем организме, в его активных центрах находится железо. Исследуя активный центр гемоглобина, учёные установили, как кислород присоединяется к этому белку, и что угарный газ (молекула СО) может вытеснять кислород из гемоглобина. Именно поэтому люди задыхаются при пожарах. Конечно, те вещи, которые мы исследуем, намного сложнее, и их на пальцах сложно описать. Но основная идея состоит в том, что мы определяем, каким образом расположены атомы и электроны в различных системах, что позволяет сделать вывод о том, как будет вести себя система.

Я занимаюсь исследованиями биологических систем, материалами для катализа и альтернативной энергетики, сейчас еще немного мультифероками – это важные материалы для электроники.


- А что для тебя научная карьера?

- На самом деле, у нас в Центре нет возможности заниматься только наукой. Конечно, хочется заниматься исследованиями всё время, ведь это как маленький увлекательный детектив каждый день. Но при выполнении больших проектов важна координация и организация. Нужно и бюджетом заниматься, и финансированием, и закупками… Сейчас разрабатываем систему управления научными проектами, работаем над тем, чтобы на основе научных разработок сделать высокотехнологичное предприятие. Есть у нас образовательное направление, стараемся совместить передовые образовательные и IT-технологии. Продумываем коммерциализацию таких проектов, но это достаточно длительный процесс.

- Можешь ли припомнить момент, когда ты решил стать ученым?

- Ученым…хм…я думаю, не было такого конкретного момента, чтобы я проснулся с мыслью «Я понял, я буду ученым!» - нет. Я изначально поступал на мехмат и хотел быть программистом, ну и на подкурсы туда ходил, и экзамены сдавал туда, потом, в конце одиннадцатого класса на уроке английского нам нужно было подготовить доклад. И мне посоветовали сделать доклад про нанотехнологии, это было очень давно (2002 год). Я сделал доклад, и мне понравилось, показалось, очень интересно и после этого я даже документы с мехмата отнес на физфак. Я думаю, большой вклад в то, что я остался в университете, внесла годовая стажировка в Берлине, потому что когда поработаешь в современном научном центре, ты понимаешь, насколько это увлекательно. И смотришь на карьеру ученого уже по-другому. В Европе к людям науки относятся с уважением и стереотип ученого совершенно другой. У нас же большинство людей думают, что учёные - это  люди в очках с толстыми линзами, в мятом и нестиранном балахоне, которые ходят с папкой, смешно перебирая ногами. В нашем обществе сформирован именно такой стереотип.

- Расскажи, пожалуйста, как ты попал на свою первую международную стажировку, которая проходила в Берлине и сыграла такую важную роль в твоей карьере?

- В первый раз я поехал за границу не по стипендии, а в те светлые времена, когда наш университет реорганизовали, образовали Южный федеральный университет и выделили много денег на закупку оборудования, стажировки, конференции и так далее. Тогда мы совместно с моим коллегой Александром Гудой поехали на школу для молодых ученых в Италию. Эта было что-то среднее между лекциями и конференцией, то есть там были собраны активные ученые, которые рассказывали о том, как обстоят дела в их области науки, а потом о своих научных достижениях. С этого, наверное, начались мои заграничные поездки. От нашего научного центра подавались заявки на различные гранты, и в рамках одного из грантов я поехал на месяц в Германию, в Берлин. Там я познакомился с профессором Азизом Эмадом, к которому впоследствии поехал на длительную стажировку.  Я провел месяц в Берлине и успел поучаствовать в научных исследованиях немецкой научной группы, на основании которых была опубликована важная статья в международном журнале. Собственно эта научная статья и тот научный задел, который получилось сделать за тот месяц, лег в основу заявки на получение стипендии Президента Российской Федерации для обучения за рубежом, и последний год обучения в аспирантуре у меня проходил в Берлине. Но эта поездка не была обучением в обычном смысле. Она являлась частью моей кандидатской работы, то есть это наполовину работа, наполовину обучение. Никаких занятий не было, это была стажировка, в ходе которой я выполнял научную работу.

Советую обратить внимание на эту стипендию тем, у кого уже есть международные научные контакты.

- Михаил, что, на твой взгляд, имеет смысл перенять из системы международного образования, чтобы наше обучение сделать еще более эффективным?

- В основном, мои поездки - это участие в конференциях и совместных научных проектах на мега-установках, которые называются синхротронами, и во время них я не так много узнал о том, как обучают студентов.  Но из общения с зарубежными коллегами сложилось впечатление, что подходы в образовании сильно отличаются. Преподаватели следят за тем, чтобы студенты понимали, где им пригодятся полученные знания, а это мотивирует студентов. В научных центрах, в которых я побывал, обучение заключается в выполнении реального проекта, а не в решении абстрактных задач. То, что я увидел там, я пытался внедрить в свои курсы: на своих занятиях выделял пол пары на лекцию, а пол пары студенты на практике осваивали то, что я только что рассказал. Лично мне не хватало в образовательном процессе связи того, чему нас учили с реальными проектами и задачами.

- Какие возможности предоставил тебе опыт зарубежных стажировок и поездок?


- С одной стороны, во время зарубежных командировок мы работаем на самом современном оборудовании, которого просто нет в России. Цель таких командировок заключается в  получении совершенно новых данных и тем самым  продвижении в своих исследованиях. С другой стороны, интересно посмотреть мир, узнать, как живут люди в других странах, почувствовать их страну и культуру и, конечно, завести новых друзей.

- Какие ресурсы можешь порекомендовать для поиска международных стажировок и программ обмена? И что необходимо сделать для того, чтобы на них попасть?

- На самом деле проводится очень много конкурсов и различных программ. Есть программы, которые финансируются Российской стороной, информацию можно искать на сайтах Министерства образования и науки, специализированных сайтах конкурсных программ, в общем,  гугл в помощь.  Существуют также программы, которые финансируются другими странами, информацию можно искать на сайтах посольств, специализированных служб академических обменов, например DAAD. Если есть желание поехать во Францию, то можно зайти на сайт французского посольства и посмотреть какие программы они предлагают. А что делать, чтобы попасть на нее? Если это научная стажировка, то человеку было бы неплохо иметь публикации. Количество публикаций связано, в первую очередь с лабораторией, в которой студент выполняет научную работу. Если в лаборатории не принято писать статьи, то вероятность, что студенты этой лаборатории куда-то поедут, очень мала. Если в лаборатории есть такой критерий эффективности работы сотрудника, как количество публикаций, то туда стоит идти.

- А в какую страну бы посоветовал поехать и почему?

- Мне кажется, что стоит ехать в экономически развитые страны, такие как страны западной и северной Европы или Северной Америки. Например, в Штатах острее конкуренция, чем в Европе. Если хочется потренировать себя в конкурентоспособности, посоревноваться с кем-то или получить сложный проект, как американцы говорят «Challenging», то нужно ехать в Штаты. Если хочется посмотреть, как аккуратно и систематично работают, то вам в Германию или Швейцарию. Если хочется наслаждаться жизнью и вкусно есть, то в Италию или Францию.

- Рассматриваешь ли ты возможность переезда в другую страну и продолжения там своей научной карьеры?

- На самом деле, после моей стажировки немецкий профессор предлагал мне остаться, но я тогда решил работать в России. ….Это сложный вопрос, в общем, я рассматривал, но пока решил остаться здесь.

Беседовала Юлия Горшенина

руководитель сектора рекрутмента

Центра карьеры ЮФУ

Поделиться:

Работа

20.04.2018 менеджер BTL/Event проектов.

В ООО «Рекламный Дом «Максима» открыта вакансия менеджера BTL/Event проектов.

компания - з.п договорная

19.04.2018 секретарь.

Администрация Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, МКУ «УЖКХ Пролетарского района» приглашает на работу секретаря.

компания - з.п договорная

18.04.2018 Вакансия

Производственная компания "ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "ПРОФ-ПРЕСС" ищет сотрудников различных сфер деятельности.

компания - з.п договорная

Конкурсы

Подробнее ... до 25.05.18

⚡Оплачиваемая летняя стажировка в Инновационном Центре «Бирюч» www.biruch.ru

компания Приз: обучение и вознаграждение

Подробнее ... до 30.04.18

Не упусти шанс! 🔥🔥🔥

компания Приз: обучение и вознаграждение

Подробнее ... до 22.04.18

#career@changellengeglobal #Changellenge #стажировка #proTele2

компания Приз: обучение

Будь с нами!