Учеба за рубежом: приключение или испытание?

или немного о навыках кросс-культурной коммуникации

У них все то же, что у нас, но есть эти маленькие отличия...

— Знаешь, чем они поливают картошку фри? — Чем?
— Майонезом. — Да брось!!!

(«Криминальное чтиво», режиссер Квентин Тарантино)

Расширение карьерных возможностей, стремление овладеть передовыми знаниями и технологиями в определенной области, желание улучшить языковые навыки и посмотреть мир — вот далеко не полный перечень причин для учебы за рубежом. А еще это способ сформировать кросс-культурную компетентность, позволяющую эффективно взаимодействовать — общаться, договариваться, решать конфликтные ситуации — с представителями разных стран и культур.

Надо заметить, что «радостное оживление» первых недель пребывания в стране сменяется раздражением и даже озлобленностью — это то, что называют «культурным шоком». Писатель Сергей Довлатов, эмигрировавший из СССР в США, отмечал, что разговаривая на чужом языке, мы теряем значительную часть своей личности, утрачивая способность иронизировать, шутить... Проблема адаптации, конечно, связана не только с языковым барьером — это иная система ценностей, этика, другие требования к учебе и принципы оценки, даже непривычная еда. В такой ситуации не стоит искать общества соотечественников или замыкаться — это только замедлит процесс. «Выздоровление» происходит постепенно, и его верные признаки — растущая уверенность в себе и... возвращение чувства юмора.

Важно, что учеба за рубежом не только знакомит с особенностями жизни в конкретной стране, но и дает опыт общения в интернациональном коллективе. Я столкнулась с тем, что даже малые проектные группы в американском колледже формировали по принципу максимального культурного разнообразия. Чем же отличаются принципы делового общения с представителями той или иной страны, нации? В качестве примера хочу предложить подход британского ученого Ричарда Льюиса, разделившего все деловые культуры на моноактивные, полиактивные и реактивные.

Представители моноактивных культур пунктуальны и организованы, время воспринимают линейно, склонны к планированию, соблюдают «дедлайны». Делают в данный промежуток времени одно дело, полностью сосредоточиваются на нем. Полиактивные культуры дарят своим носителям эмоциональную подвижность, общительность, красноречие. Они способны делать много дел сразу, легко меняют планы, расписания, в зависимости от текущей ситуации или собственных приоритетов.

Реактивные культуры придают большое значение вежливости, умеют слушать, не торопятся с ответом. Время воспринимают циклично. Их поведение сложно для восприятия другими, и зачастую расценивается как «нелогичное», «непонятное» или «безразличное».

Знание деловых культур является необходимым компонентом эффективной кросс-культурной коммуникации. Важно не только учитывать особенности каждого, но и создавать общую деловую среду, устанавливать единые правила, понятные всем, тем самым формируя основу для взаимопонимания.


Татьяна Зотова, к.э.н., доцент Высшей школы бизнеса ЮФУ

Игорь Альперович, выпускник физического факультета ЮФУ, обучался в аспирантуре и вел научную работу в Purdue University (США).

Учеба и работа в США позволила мне усовершенствовать знания английского языка, понять, как организована научно-исследовательская деятельность в университете, познакомиться с аспирантами из многих стран мира (всего в университете учатся студенты и аспиранты из более чем 100 стран!)

Адаптироваться пришлось к очень высокому темпу и интенсивности работы, принципу «открытых дверей»- все у всех на виду. Некомфортно себя чувствовал, когда давал о себе знать языковой барьер, что-то не можешь сам понять или тебя понимают не точно. А еще в США почти нет тротуаров, а я привык много ходить пешком!

Ольга Брацун, выпускница экономического факультета ЮФУ. Училась в магистратуре в университете Queen’s (Канада) и в Венском университете экономики и бизнеса (Австрия).

Мое обучение предоставило отличные возможности познакомиться с практиками и принципами ведения бизнеса за рубежом. Я попробовала себя в качестве бизнес-консультанта, участвовала в разработке стратегий развития бизнеса, даже создавала новые продукты с использованием существующих технологий для реальных компаний!

Участие в дискуссиях (как элемент итоговой оценки) было трудной частью обучения для меня — в России я не привыкла постоянно высказывать свое мнение. С самого начала, особенно в Канаде, меня считали слишком прямолинейной и резкой — в основном из-за особенностей русского языка, отсутствия постоянной улыбки и привычки говорить все как есть. Однако по прошествии некоторого времени люди признавали, что мы, русские, очень добрые и душевные, только на первый взгляд кажемся холодными и грубыми.

Пришлось привыкнуть к шуткам про русских, и в один момент я начала подыгрывать им (да, мы пьем водку на завтрак и у меня есть медведь по кличке Ленин).

Советы Ольги и Игоря тем, кто планирует учебу за рубежом:

Наберитесь терпения и ничего не бойтесь. Адаптация занимает некоторое время, и сначала все может казаться чужим и «диким».

Больше общайтесь — другую культуру не понять без помощи представителей этой культуры.

Старайтесь не применять стереотипы и не обобщать — все люди разные. Не все немцы любят пиво и футбол!

Будьте готовы к определенным языковым трудностям, особенно если в прошлом вы использовали данный язык только непродолжительное время, например, на отдыхе или для периодического чтения статей.

Написание работ может занимать больше времени, чем обычно; может быть трудно сохранять концентрацию на лекциях и во время групповых дискуссий. Не падайте духом, и через некоторое время вы заметите прогресс.

Изучите бытовые особенности жизни в стане — например, чтобы приобрести лекарства, которые в России свободно продаются в аптеках, там потребуется посетить доктора и получить рецепт.

Если вы еще сомневаетесь, стоит ли учиться за рубежом, лучше попробуйте, не пожалеете! А дома вас в любом случае ждут, всегда можно вернуться!

Поделиться:

Работа

10.03.2021 служба в научной роте.

#вакансия #партнерыюфу

компания 7 Научная рота ВИТ ЭРА.
з.п договорная

04.02.2021 Вакансия

#вакансия

компания

Администрация МАОУ ДО "Билибинский районный Центр дополнительного образования", расположенный в Чукотском автономном округе (г. Билибино) приглашает на работу выпускников на должность педагога дополнительного образования по следующим направлениям:

✅ программирование на Pyton
✅ мобильная разработка
✅ программирование на Java
✅ разработка VR/AR - приложений
Условия трудоустройства:
✅ оплата проезда к месту работы
✅служебное жилье
✅заработная плата от 100 000 рублей
✅ оплата дороги к месту отпуска и обратно один раз за два года
✅ единовременная выплата подъемных для молодого специалиста
✅возможность предоставления учебного отпуска с оплатой проезда к месту обучения

Дополнительная информация: 305-19-92 Центр карьеры ЮФУ

#ЦентрКарьеры #ЮФУ #SFEDU #практикаиработа #стажировки #конкурсы #работадлястудентовивыпускников #предпринимательство #открытьсвойбизнес #АкселераторЮФУ
з.п договорная

21.01.2021 Вакансия

#вакансия #юфу #переписьнаселения

компания #юфу #переписьнаселения

✅ Хочешь почувствовать причастность к истории России?
✅Получить уникальный опыт?
❗Тогда заполняй форму и присоединяйся к проекту всероссийского уровня по переписи населения 👉🏻 https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSf8y4-CZagCHIwA2sKvO1UI5B2YCceektqSZfIpwYu_rRARQQ/viewform?vc=0&c=0&w=1&flr=0

Когда: с 1 по 30 апреля 2021 года
❗Обучение, страховка, зарплата 18000 рублей.
❗Переписной участок по согласованию с тобой: любой район Ростова или любой населенный пункт Ростовской области

✅Стань переписчиком от Южного федерального университета! Подай заявку до 3 февраля 2021 года!!
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSf8y4-CZagCHIwA2sKvO1UI5B2YCceektqSZfIpwYu_rRARQQ/viewform?vc=0&c=0&w=1&flr=0

Дополнительная инфо на https://www.strana2020.ru/
Остались вопросы? Звони +79043429749
з.п договорная

Конкурсы

Будь с нами!